МАРКСИЗМ — ЭТО НЕ МАРКС-ЭНГЕЛЬС.
МАРКСИЗМ — ЭТО ЭНГЕЛЬС-МАРКС!
Итак, марксизм — это учение о материалистическом понимании истории, капиталистическом производстве посредством прибавочной стоимости, диктатуре пролетариата и уничтожении наёмного труда и эксплуатации.
Уничтожения всякого порабощения и всякой эксплуатации, о чём мечтали люди из века в век, у советских коммунистов не получилось.
Тем не менее, диктатура пролетариата стала историческим фактом. И мы не можем сказать, что это была историческая ошибка. Напротив, это была историческая необходимость, подготовившая сознание современных людей, независимо от принадлежности к тому или иному классу или сословию, к пониманию неэффективности системы "предприниматель (собственник) - наёмный работник". При этом не важно, кто этот собственник - крупный или мелкий капиталист или советское государство, присвоившее право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами производства и прибылью, произведенной его гражданами (как это делали и делают все капиталисты в мире). Важно то, что попытка создать общество номинальных обезличенных «собственников» (практика СССР) приводит к ещё худшему, скрытому порабощению, чем при явном разделении общества на собственников и их наёмных рабочих. Важно и то, что разделение общества на собственников и не собственников в любом случае (практика развитых капиталистических стран) не эффективно.
Главная заслуга марксизма именно в том, что учение о миссии пролетариата и диктатуре пролетариата выросло из теории и практики образования, превращения и отчуждения прибыли. Благодаря выделению в процессе образования прибыли её основополагающего начала - прибавочной стоимости, а также открытию законов образования, превращения и отчуждения прибавочной стоимости, было доказано, что присвоение неоплаченного труда есть сущность капиталистического способа производства и осуществляемой им эксплуатации рабочих. Был вскрыт механизм производства капитала, объяснивший сущность капиталистических производственных и общественных отношений. Было доказано, что усилия пролетариата, направленные против капиталистов, естественны и законны, поскольку всё богатство капиталистов - это материализованный труд пролетариев (людей наёмного труда).
Как раз эту главнейшую сторону марксизма, которую, кстати, и без Маркса знали русские крестьяне (вспомните манифесты Пугачёва), знало всё русское дворянство (вспомните "Сказку о попе и о работнике его Балде" Пушкина: "Живёт Балда в поповском доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых..."), - вот эту главнейшую сторону марксизма и «запороли» члены КПСС (сталинисты).
Сегодня мы должны признать, что главная мысль марксизма «уничтожение классов, наёмного труда и эксплуатации» не воплощена в жизнь, но она сделала великое дело: продвинула людей в осознании себя главной движущей силой на земле.
По мысли многих политических деятелей (благодаря стараниям номенклатуры КПСС), марксизм оказался «несостоятельным». Это не так. Марксизм ещё не стал учением с книжной полки. Ещё не сработало марксистское учение о прибавочной стоимости, поскольку её производит трудящийся человек. Но в Советском Союзе в 70 – 80-е годы шла работа в этом направлении: найти конкретных производителей избытка продукта труда над издержками поддержания труда.
Марксизм остаётся сегодня единственно верным учением на пути к способу производства без наёмного труда и эксплуатации. В великом тандеме Энгельс-Маркс обратим сначала наше внимание на Фридриха Энгельса. Он родился в 1820 году в г. Бармене (Рейнской провинции Германии) в семье текстильного фабриканта. В семье господствовали реакционные политические настроения и религиозная атмосфера. Энгельсу не дали окончить гимназию. В 17 лет он занялся, по настоянию отца, коммерческой деятельностью в качестве приказчика в торговом доме. Работая там, Энгельс постигал практическую экономику, реальную действительность и одновременно упорно занимался самообразованием в области философии и истории.
В 1839 году он опубликовал серию статей под названием "Письма из Вупперталя", где горячо сочувствовал трудящимся. В 1842 г. Энгельс уехал в Англию, поступил на службу в торговый дом в Манчестере, одним из совладельцев которого был его отец. В это время он готовит две большие работы: "Наброски к критике политической экономии" и "Положение рабочего класса в Англии". Энгельс первым, и с безупречным знанием дела (поскольку был практикующим капиталистом), выступил с критикой тогдашней классической политической экономии.
Маркс к тому времени ещё не подошёл к пониманию необходимости этого направления в своей деятельности. К экономике подтолкнул его Энгельс. Маркс родился в 1818 году, в Трире (Рейнская провинция в Германии), в семье адвоката. Отец придерживался прогрессивных буржуазно-демократических воззрений, но без революционных устремлений. После окончания гимназии в 1835 г Маркс поступил в Боннский университет, потом перевёлся оттуда в Берлинский университет, который окончил в 1841 году. В университете Маркс изучал юриспруденцию и философию. Его докторская диссертация называлась "Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура". Это была далёкая от политической экономии тема. В 1842 году Маркс становится сотрудником "Рейнской газеты". Постепенно его публицистическая деятельность направляется против сил реакции.
Осенью 1843 Маркс переезжает в Париж. Летом 1844 года, по дороге в Англию, сюда заехал Энгельс. Здесь пути Маркса и Энгельса пересеклись. Встреча положила начало беспримерному в истории сотрудничеству, которое объединило этих двух великих людей на всю жизнь. Парижский период превратил революционного демократа Маркса в идеолога пролетариата. Именно Энгельс, который встал на этот путь раньше, повлиял на Маркса.
Публицистическая деятельность Маркса (1842) началась почти на три года позже первых выступлений Энгельса (1839) в печати. В то время как первые выступления Маркса были направлены против пережитков феодализма, Энгельс сразу выступил с позиций пролетариата. Переход Маркса на пролетарские позиции относится ко времени, когда Энгельс подготовил к публикации "Наброски к критике политической экономии" и собрал материал и обработал его для книги "Положение рабочего класса в Англии".
Мы обычно ставим в великом тандеме впереди имя Маркса. Но историческая правда заключается в том, что первым надо поставить имя Энгельса. Именно Энгельс заложил основу нового экономического учения. Именно Энгельс скорректировал деятельность Маркса в направлении научного (экономически обоснованного и исторически неизбежного) социализма и коммунизма. Именно Энгельсу принадлежит идея глубокого анализа капиталистического способа производства и план "Капитала". Именно Энгельс консультировал Маркса в его работе над "Капиталом" и контролировал эту работу. Именно Энгельс предложил Марксу не дожидаться завершения всей работы по анализу капиталистического способа производства, а для начала издать первый том "Капитала". Именно Энгельс просмотрел и отредактировал всю корректуру этой книги, прежде чем она вышла в свет. Именно Энгельсу вместе с Марксом принадлежат второй и третий тома "Капитала", поскольку Энгельс систематизировал, дополнил, логически увязал и подготовил к изданию разрозненные наброски Маркса для этих томов.
Хронология такова. Энгельс: "Письма из Вупперталя" (1839); "Наброски к критике политической экономии" (1844); "Положение рабочего класса в Англии" (1845). Эти работы - площадка, с которой стартовал марксизм. А две последние работы использованы Марксом в первом томе "Капитала". Далее при доминировании Энгельса были написаны совместные с Марксом работы "Святое семейство" (1845) и "Немецкая идеология" (1845). В 1847 г. Энгельс написал "Принципы коммунизма", которые почти полностью использованы ещё в одной совместной с Марксом работе "Манифест коммунистической партии" (1848). Дальше, вплоть до 1870 года, Энгельс служит в торговом доме в Манчестере, оказывая Марксу материальную и консультативную помощь в его работе над "Капиталом". В 1878 году выходит новая книга Энгельса "Анти-Дюринг". Далее он пишет книгу "Происхождение семьи, частной собственности и государства", которую издаёт в 1884 году. Одновременно, после смерти Маркса, он работает над вторым томом "Капитала" и в 1885 году издаёт его. Дальше он компонует, пишет и издаёт третий том "Капитала" (1894).
Маркс: ряд статей философского плана о пережитках феодализма (1842); "Экономическо-философские рукописи 1844 года" (1844); "Нищета философии" (1847); "Наёмный труд и капитал" (1849); "К критике политической экономии" (1859); первый том "Капитала" (1867); "Критика Готской программы" (опубликована Энгельсом в 1891 году).
"Наброски к критике политической экономии" Энгельса - первая работа по политической экономии нового направления, приведшего к тектоническим преобразованиям в России и мире ХХ века. Она была написана в конце 1843, когда Энгельсу было 23 года, а опубликована в феврале 1844 года, когда ему едва исполнилось 24 года. В этой работе было положено начало объективной критике капиталистических производственных отношений и буржуазной политической экономии. Это было сделано человеком, который не понаслышке знал, как формируются капиталистические отношения, который жил в эпицентре их формирования, внимательно наблюдал жизнь наёмных рабочих и отлично понимал, где лежат корни, питающие бесправное положение работного люда.
Формировало капиталистические отношения - буржуазное право капиталистической частной собственности. В работе Энгельса именно отношения капиталистической частной собственности на средства производства подверглись особенно острой критике.
Энгельс знал не только практическое проявление отношений частной собственности. К тому времени этот юноша хорошо изучил всех предшественников классической политической экономии от видных представителей меркантилистов до Мальтуса и Милля. Знал он и младосоциалистов (утопистов). Наброски содержат анализ и критику основных экономических категорий.
Начинается критика с понятия "национальное богатство". Энгельс говорит, что в условиях частной капиталистической собственности это бессмыслица, поскольку всё национальное богатство не является богатством для нации, а существует только ради этой частной собственности. Далее рассматривается «торговля» как ближайшее следствие частной собственности: взаимный обмен предметами необходимости, купля и продажа. Торговля в этих условиях - всегда конфликт между сторонами, потому что каждый знает намерения другого (дороже продать, дешевле купить). Первым правилом в торговле, - говорит Энгельс, - является умалчивание, утаивание всего того, что могло бы понизить цену данного товара.
Дальше Энгельс рассматривает категорию «стоимости» в её двойственном проявлении: как абстрактную стоимость и как меновую стоимость. Он анализирует эти категории по существу.
Следующий шаг - возникновение «прибавочной стоимости». Её Энгельс рассматривает при анализе издержек производства, которые состоят из земельной ренты за участок земли, капитала вместе с доходом на него и из платы за труд. Поскольку капитал и труд тождественны, что у экономистов того времени не вызывало сомнений, постольку их можно объединить в одну категорию – «труд». Можно, таким образом, рассматривать два элемента производства - природу (землю) и человека (труд). И тут Энгельс говорит о том, что реально действует в производстве, но чего никто из предпринимателей не хочет замечать, - это изобретательность, наука как духовный элемент, который приносит капиталисту больше, чем кто бы то ни было. Человек существует со своими физическими и духовными свойствами. Именно духовная деятельность человека через рабочую массу материализуется в прибыль капиталиста.
Далее внимательнейшим образом рассматриваются: цена, земельная рента, труд, прибыль, капитал, конкуренция, монополия, спрос, предложение, полезность, борьба капитала и земельной собственности против труда. Критикуя экономические категории частной собственности, Энгельс помещает их в условия, когда частная собственность будет устранена и рассматривает их в этой новой ситуации, когда контрагенты будут действовать, как разумные цивилизованные люди, а не как разрозненные враждебные друг другу атомы (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.1, с.544-571).
Именно Энгельс своими работами заложил фундамент нового экономического направления, задал направление анализа и критики капиталистического способа производства, оставаясь при этом всё время в тени. Именно благодаря Энгельсу, который досконально знал все тонкости предпринимательского дела, бизнеса и маркетинга своего времени, мы можем взглянуть на марксизм как на объективную, цельную и действенную науку, разработанную при его непосредственном участии и под его контролем.
Особенно это касается вопросов производства и присвоения прибавочной стоимости (прибыли), потому что именно вопросы присвоения, как показывает (я бы сказал: тревожно и неустанно сигналит) практика, начинают играть сегодня главенствующую роль в эффективном примирении общего и индивидуального интересов, противоположность между которыми сегодня просто не имеет права на существование.
Что представляет собой книга "Положение рабочего класса в Англии"? Это фундаментальный труд по вопросам развития капитализма и его конкретных противоречий. Книга вышла в начале 1845 года. Она явилась результатом изучения многочисленных литературных источников, а также собственных наблюдений, связанных с двухлетним пребыванием Энгельса в Англии, главным образом - в центре её текстильной промышленности. Недаром она имеет подзаголовок "По собственным наблюдениям и достоверным источникам".
Книга начинается с характеристики процесса осуществления промышленного переворота (о нём мы с вами уже говорили). При этом Энгельс дал всесторонний анализ его социально-экономической сущности. В книге - всё о пролетариате. Достоинством книги является то, что показано не только жутчайшее положение рабочих, но даны прогнозы на будущее. Энгельс высказал предположение об исторической роли рабочего класса. Показал, что пролетариат - это не только наиболее обездоленный, страдающий класс, но и самая активная революционная сила, исторической миссией которой должно явиться революционное уничтожение породившего его частнокапиталистического строя.
Данная работа Энгельса - первый подробнейший анализ капитализма как противостояния пролетариата и буржуазии на примере Англии второй половины 18 века - первой половины 19 века. Показана диалектика поляризации общества на рабочих и капиталистов. Именно промышленный переворот обусловил появление промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. А разорение массы мелкой буржуазии довершило процесс поляризации. Чётко обозначилась явная противоположность во всём между рабочими и теми, кто их нанимает. Диалектика процесса, по словам Энгельса, такова: "Разделение труда, использование силы воды и в особенности силы пара, применение машин - вот те три великих рычага, при помощи которых промышленность с середины XVIII века расшатывает устои старого мира. Мелкая промышленность создала буржуазию, крупная создала рабочий класс... Многочисленная мелкая буржуазия... была уничтожена промышленностью и выделила из своей среды богатых капиталистов, с одной стороны, и бедных рабочих - с другой" (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.2, с.261).
Энгельс объяснил причины образования "резервной армии рабочих" и экономических кризисов: они кроются в самом характере капиталистической промышленности и конкуренции, в беспорядочной системе производства и распределения, целью которой выступает не непосредственное удовлетворение потребностей, а извлечение прибыли капиталистами. Он исследовал факторы, определяющие уровень заработной платы рабочих: конкуренция между рабочими определяет минимум заработной платы, конкуренция между имущими определяет максимум заработной платы. Говоря о классах и классовых интересах в обществе, Энгельс утверждает, что классовые интересы выступают, прежде всего, как экономические интересы, а столкновение экономических интересов составляет, в конечном счёте, движущую силу развития общества.
Энгельс проводит мысль, что коммунизм выступает не только партийной теорией рабочего класса, но и теорией, цель которой - освобождение всего общества, включая капиталистов, от тесных рамок буржуазных отношений. Но настаивать на этом, на практике, в большинстве случаев оказывается бесполезным и даже вредным. Имущие классы пока не испытывают потребности в освобождении, а рабочему классу в условиях эксплуатации и антагонизма не понятно, чего не хватает капиталистам. Поэтому социальная революция должна быть подготовлена одним рабочим классом. Коммунистический строй явится закономерным результатом рабочего движения, классовой борьбы пролетариата, хотя «стоит выше противоречия между пролетариатом и буржуазией» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.2, с.235-517).
Мысль о том, что цель коммунизма - освобождение всего общества, включая капиталистов, от тесных рамок буржуазных отношений, по словам самого Энгельса, - верная мысль: к счастью стремится каждый человек, и для достижения его у всех одинаковые экономические средства и пути. Но эта верная мысль не своевременна. Она мешает развитию революционного процесса и вряд ли приведёт к практическому результату, т.е. к освобождению общества от буржуазных отношений. Именно поэтому марксизм сосредоточился только на пролетариате, на единственной солидарной силе, способной произвести переворот и создать условия для освобождения всего общества от капиталистических отношений. Вспомним Чернышевского, он также считал, что освобождение всего общества от буржуазных отношений касается всех людей, но только трудящиеся народные массы прямо заинтересованы в коренных общественных преобразованиях.
Учение Энгельса-Маркса составило эпоху. Оно закрепилось в сознании людей как марксизм. Марксизм рассмотрел реальные буржуазные производственные отношения в их историческом развитии, а также с точек зрения всех заинтересованных сторон. Всесторонне анализируются существующие понятия буржуазной политической экономики. Они наполняются новым содержанием, связанным с материальными условиями жизни людей и с отношениями собственности. Заостряется внимание на антагонистичности социальных отношений буржуазного общества и причинах, которые их порождают. Выделяется главная причина - отделение большинства людей от средств производства и произведенного ими продукта.
Марксизм своей теорией прибавочной стоимости дал в руки человечества ключ к высшей производительности труда. Что сделали члены КПСС своей практической деятельностью и утверждением её в качестве социализма? Они уничтожили эту теорию. Я не оговорился, - именно уничтожили, а не преобразовали в созидательную энергию десятков миллионов свободных людей - собственников результатов своего труда.
Учение, разработанное Ф. Энгельсом в содружестве с К. Марксом, представляет собой целостное мировоззрение, систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Главная мысль: перевод частнособственнического производства через диктатуру пролетарского государства к общественному производству «на основе свободной и равной ассоциации индивидов». Эта мысль получила развитие в виде разработок общественно-персонализированного (социалистического) способа производства и присвоения – НАРОДОПРАВИЯ, начатых мной, исходя из марксизма и опыта СССР в 70-80-е годы.
07.06.2020 г. В.С.Петрухин
|